Заседание коллегии Министерства образования Республики Беларусь

Уроки в школах не должны быть скучными

Уроки в учреждениях образования должны быть интересными и современными, заявил министр образования Игорь Карпенко на коллегии ведомства «О выполнении поручений главы государства в системе образования», передает корреспондент БЕЛТА.

По его словам, сколько существует школа, столько говорят о перегруженности учеников. Этот вопрос неоднозначный, ведь учение должно быть напряженным, иначе не будет развития, а сам процесс учебы станет неинтересным.

«Считаю, что дети в большей степени устают от скучных уроков и таких же скучных, незаинтересованных в своей работе учителей», — отметил Игорь Карпенко. Уроки должны быть интересными и современными, тогда все забудут про усталость. Кстати, если занятия идут интересно и обстановка благожелательна, то время летит незаметно, и со стороны учеников нет жалоб на переутомление».

Министр подчеркнул, что для уменьшения нагрузки сложные темы перенесли в старшие классы; часть сложного учебного материала исключена на базовом уровне и перенесена для изучения на повышенный уровень, обеспечена согласованность учебных программ по разным предметам, сокращен перечень понятий, обязательных для усвоения; исключено дублирование учебного материала в программах.

Игорь Карпенко добавил, что перегрузка возникает также из-за того, что ученик получает задание на дом, не усвоив основной материал на уроке, без пояснения учителя о том, как его выполнять. «А разве не способствуют утомляемости ученика неграмотное составление расписания занятий, искусственное увеличение времени пребывания в школе? Имею в виду случаи, когда расписание составляется с форточками не для учителя, а для учеников. Когда первые уроки исчезают и становятся седьмыми и восьмыми. Когда нарушаются требования санитарных норм и правил об учете сложности предметов при составлении расписания», — сказал он.

Организация питания в школах находится на жестком контроле

«Мы взяли под строгий контроль формирование цен, составление меню, выполнение натуральных и денежных норм. Однако в некоторых проверяемых учреждениях еще не до конца соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, отсутствует либо некачественно ведется соответствующая документация, завышаются цены на поставляемую продукцию и готовые блюда, есть недовесы, недовложения. До недавнего времени в отдельных школах действовали разные рационы для детей из многодетных семей и детей, питающихся за доплату родителей. Это недопустимо. Дети должны питаться одинаково», — сказал Игорь Карпенко.

По его словам, рабочими группами органов управления образованием совместно с представителями территориальных центров гигиены и эпидемиологии, межведомственными комиссиями областных и районных исполнительных комитетов на постоянной основе проводится мониторинг питания в учреждениях образования всех видов. «За январь-сентябрь проведен мониторинг организации питания более чем 4,5 тыс. учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования. Его результаты за первое полугодие рассмотрены на республиканском семинаре, на августовских педагогических конференциях», — отметил министр.

К дисциплинарной ответственности за 9 месяцев этого года привлечены 2422 человека, в том числе 793 руководителя учреждений образования, уточнил Игорь Карпенко. Прежде всего на них лежит вина за упущения в организации питания. «Питание в школах — это забота государства о здоровье детей, и спрос с руководителей за его организацию будет оставаться жестким», — подчеркнул министр.

К концу года тревожные кнопки будут установлены практически во всех учреждениях образования

«К концу года тревожные кнопки будут установлены практически во всех учреждениях образования. Министерством разработаны типовые правила внутреннего распорядка для учащихся, которые предлагаю обсудить сегодня на заседании и в последующем утвердить приказом», — сказал Игорь Карпенко.

По его словам, профильное ведомство изучило, как в отдельных учреждениях образования выполняются поручения по организации пропускного режима и ограничения использования мобильных телефонов во время занятий. «Если на местах не будут приняты меры по их применению, то это будут всего лишь очередные рекомендации на бумаге», — отметил министр.

Игорь Карпенко подчеркнул, что сегодня в вопросах воспитания детей семья и школа должны взаимодействовать. «Давайте прекратим споры о том, кто больше в ответе за детей: семья или школа. Школа должна и учить, и воспитывать, а педагоги нести ответственность как за учебные достижения, так и за воспитанность обучающихся. Нам нужно организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа», — сказал он.

Министр добавил, что в субботний день на базе школ целесообразно организовывать заседания родительских клубов, на которых бы сами родители инициировали обсуждение важнейших вопросов, связанных с проблемами в воспитании детей, а консультации им оказывали опытные педагоги, психологи, ученые, квалифицированные специалисты МВД, Минздрава.

«Мы будем вести в учреждениях образования постоянный мониторинг за организацией работы по профилактике правонарушений. Но еще раз обращаю ваше внимание на то, что выявляемые самими школами правонарушения не влияют на оценку качества их деятельности. Поэтому их не надо скрывать, наказания за это, как было прежде, уже нет и не будет», — резюмировал Игорь Карпенко.

В Беларуси каждый пятилетний ребенок задействован в подготовке к школе

«В 2019 году предусматривалось строительство десяти детских садов на 1 880 мест. На начало октября открыто уже семь. Кроме того, в Бресте созданы 150 дополнительных мест для детей раннего и дошкольного возраста в одном из учреждений общего среднего образования, — рассказал Игорь Карпенко. — В Беларуси каждый ребенок пятилетнего возраста охвачен подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования».

По оценке министра, в целом по стране мест в детских садах хватает. Задача в другом — в обеспечении шаговой доступности, особенно в новых микрорайонах. «Мы используем различные варианты ее решения. Только в этом году предусмотрено размещение четырех детских садов на 87 мест на первых этажах жилых зданий при строительстве в микрорайонах-новостройках, создание 65 групп кратковременного пребывания на 780 мест, открытие двух учреждений дошкольного образования во встроенно-пристроенных или пристроенных к жилым домам помещениям (семейных детских садов) на 24 места, а также открытие двух детских садов частной формы собственности», — перечислил руководитель Минобразования.

Проблема с детскими садами возникает из-за того, что часто при вводе жилья инфраструктура не предусматривается или создается со значительным опозданием, констатировал Игорь Карпенко. Особого внимания требует и вопрос безопасности пребывания детей в детских садах. «Время от времени у наших воспитателей дети через незакрытые двери, калитки в заборах убегают из детского сада. Это грубейшее нарушение функциональных обязанностей всего персонала учреждения дошкольного образования, которое может привести к гибели воспитанников. Все дети должны быть под постоянным присмотром», — подчеркнул министр.

В школах появятся руководители по военно-патриотическому воспитанию

В учреждениях общего среднего образования планируется ввести должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию, заявил министр образования Игорь Карпенко на коллегии ведомства «О выполнении поручений главы государства в системе образования», передает корреспондент БЕЛТА.

«Главой государства поставлена задача усилить воспитательную работу с подростками и молодежью. Педагогам важно формировать мировоззрение подрастающего поколения, уделять внимание его гражданскому и патриотическому воспитанию, подготовке к дальнейшей самостоятельной жизни. С целью дальнейшего совершенствования форм и методов такой работы рассматривается вопрос о введении в школах должности руководителя по военно-патриотическому воспитанию», — сказал Игорь Карпенко.

По его словам, необходимость введения такой должности в школе обоснована подготовкой учащихся старших классов к участию в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста.

«Формы и методы работы в этом направлении могут быть разнообразными. Это забота о ветеранах, благоустройство захоронений и воинских могил, изучение истории воинских частей и соединений, действующих партизанских отрядов и подпольных групп в годы Великой Отечественной войны на территории регионов, организация «звездных походов». Это далеко не полный перечень той практической масштабной работы, в которую должен быть вовлечен каждый учащийся, потому что именно эта работа несет в себе заряд патриотизма и гордости за страну», — отметил министр.

В школах созданы все условия для получения старшеклассниками знаний на повышенном уровне

В учреждениях общего среднего образования созданы все условия для получения старшеклассниками знаний на повышенном уровне, заявил министр образования Игорь Карпенко на коллегии ведомства «О выполнении поручений главы государства в системе образования», передает корреспондент БЕЛТА.

«Сегодня в школах созданы все условия для получения наряду с базовыми предметными и знаний на повышенном уровне, освоения профессии. Обновлены учебные программы базового и повышенного уровней. А чтобы избежать потрясений в организации образовательного процесса, мы вводим их поэтапно», — сказал Игорь Карпенко.

При необходимости после первого года работы в программы вносятся корректировки по замечаниям и предложениям учителей-практиков. Издана вся запланированная линейка учебников. Кроме этого, электронные версии учебников размещены в свободном доступе на Национальном образовательном портале. «Разработаны проекты новых подходов к проведению итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования. Соответствующие доклады направлены главе государства», — отметил министр.

Игорь Карпенко напомнил, что в стране открыты педагогические, аграрные, спортивно-педагогические классы. Одновременно сохранена возможность для функционирования базовых 10-х и 11-х классов.

«В каждом регионе должна быть выстроена модель профильного обучения. Министерство неоднократно обращало внимание на то, что нельзя допускать формализм при открытии профильных классов. Мы никогда не доводили и не будем доводить планы по их количеству. И требуем, чтобы профильные классы открывались лишь при наличии трех составляющих: квалифицированных кадров по конкретному предмету, материальной базы учреждения образования, позволяющей реализовать как теоретическую, так и практическую часть учебных программ, образовательных запросов учащихся», — подчеркнул он.

Министр добавил, что выбор предметов для изучения на повышенном уровне напрямую связан с централизованным тестированием. Необходимо учитывать и потребность государства в специальностях реального сектора экономики. С прошлого года для старшеклассников реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «трудовое обучение». Для ее организации определен перечень профессий рабочих, включающий около 100 наименований. «Данный перечень сформирован с учетом реальных возможностей учреждения образования, запросов учащихся, потребностей рынка труда, востребованности профессий в регионе и республике. И обучение в конкретной школе ведется только по нескольким профессиям из этого перечня», — резюмировал Игорь Карпенко.

На усовершенствование спортивной базы школ в 2020 году направят более Br4 млн

 2020 году более Br4 млн будет направлено на усовершенствование спортивной базы учреждений общего среднего образования, заявил министр образования Игорь Карпенко на коллегии ведомства «О выполнении поручений главы государства в системе образования», передает корреспондент БЕЛТА.

По словам Игоря Карпенко, в стране большое внимание уделяется вопросам здорового образа жизни, физического воспитания подрастающего поколения. И школа здесь играет далеко не последнюю, если не основополагающую роль. Обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием учреждений образования осуществляется по государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы.

«В 2020 году на усовершенствование спортивной базы учреждений образования предусмотрено финансирование в объеме свыше Br4 млн. Дело осталось за малым: в бюджете следующего года предусмотреть эти средства и направить их по целевому назначению», — сказал Игорь Карпенко.

Министр также обратил внимание, что планомерно проводится обновление учебного оборудования. «До конца года в учреждения общего среднего образования будет поставлено 2 тыс. мультибордов, завершены поставки учебного оборудования для 280 кабинетов химии, 30 кабинетов биологии. Проводится закупка для последующей передачи в школы 6 тыс. компьютеров», — отметил он.

Продолжается проект по модернизации системы образования Беларуси. Уже отремонтированы 52 учреждения общего среднего образования. В текущем году будут завершены ремонты еще в 10 школах. «Эту работу мы будем продолжать и в дальнейшем. В 2020 году планируем отремонтировать более 50 школ, поставить более 3 тыс. мультибордов, оборудовать около 300 кабинетов биологии, а в рамках проекта «Электронная школа» обеспечить широкополосный доступ в интернет во всех учреждениях образования», — добавил Игорь Карпенко.

фото из архива
БЕЛТА