Дошкольное образование

Качественные показатели развития системы дошкольного образования Гродненщины – в числе самых высоких в республике.

Получение дошкольного образования в области обеспечивают 419 учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образованияв том числе 32 дошкольных центра развития ребенка, 6 санаторных и 8 специальных учреждений дошкольного образования, 118 учебно-педагогических комплекса, которые посещают более 48,6 тыс. детей в возрасте от 1 года до 6-7 лет в режиме полного дня, более 4,7 тыс. – в режиме кратковременного пребывания.

Нормативы обеспеченности  детей  местами  в учреждениях дошкольного образования, охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования выполняются в полном объёме во всех районах.

Для сохранения доступности дошкольного образования в 2019 году введены в эксплуатацию два учреждения дошкольного образования на 460 мест: в микрорайонах-новостройках г. Островца (230 мест), г. Лида (230 мест). К новому учебному году созданы 118 дополнительных мест  за счет рационального использования помещений в действующих учреждениях дошкольного образования (вывод первых классов из УДО – 15 мест, реконструкция имеющихся площадей, возобновление функционирования групп, использовавшихся не по назначению, – 103 места).

В целях решения проблемы нехватки мест в детских садах микрорайонов-новостроек и жилых районов интенсивной застройки в   г. Гродно работают автобусные маршруты «Дошколенок» регулярного сообщения для подвоза родителей с детьми в утреннее и вечернее время к отдалённым детским садам. В г. Скидель организован подвоз детей в детские сады близлежащих деревень. Из сельских населенных пунктов, не имеющих учреждений дошкольного образования, организован подвоз 1826 воспитанников.

По запросам законных представителей воспитанников обеспечивается развитие вариативных форм организации дошкольного образования. Организована работа свыше 1,4 тыс. групп кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов). Востребовано получение дошкольного образования в условиях семьи: воспитание и обучение на дому по программе дошкольного образования в течение текущего учебного года организовано для 100 детей.

Комплексные меры по оптимизации сети, вариативность форм организации дошкольного образования сохраняют доступность учреждений дошкольного образования, которые удовлетворяют социальный заказ семьи и государства на дошкольное образование.

Создаются условия для расширения возможности получения воспитанниками образования на белорусском языке: в 2019/2020 учебном году по запросам родителей в городских детских садах организована работа 163 белорусскоязычных групп для 3 171 детей. Лучший педагогический опыт УДО области по созданию коммуникативной среды для воспитанников с целью формирования навыка общения на белорусском языке на высоком профессиональном уровне был представлен в июне 2019 г. на республиканском фестивале педагогических идей «Каб мова родная гучала». В октябре 2019 г. на базе Дятловского района состоялся республиканский семинар-практикум “Арганізацыя адукацыйнага працэсу ва ўстановах дашкольнай адукацыі на беларускай мове”, по итогам которого дана высокая оценка работе учреждений дошкольного образования района по организации образовательного пространства в условиях двуязычия, обеспечению качества образования в учреждениях (группах) с белорусским языком обучения.

Система комплексного подхода к оздоровительной и профилактической работе позволила добиться увеличения индекса здоровья воспитанников за счет снижения пропуска дней по болезни: одним ребенком в среднем по болезни пропущено 3,96 дней (- 0,3 к 2018 г.). В целом по области  на  7,4%  в сравнении с 2018 годом уменьшилось количество простудных заболеваний, общая заболеваемость снизилась на 5,8%.

На повышение качества дошкольного образования направлено участие учреждений дошкольного образования в экспериментальных и инновационных проектах республиканского уровня. В 2019 году завершена реализация 2 экспериментальных (7 УДО) и 3 инновационных (25 УДО) проектов, результаты которых отмечены среди наиболее успешных завершенных проектов и рекомендованы научно-методическим учреждением «Национальный институт образования», ГУО «Академия последипломного образования» к широкому использованию в сфере образования.

Оснащенность средствами обучения, игровым и физкультурным оборудованием в соответствии с установленными нормативами составляет в среднем по области 88,4%, обеспеченность учебно-методическими пособиями – 87,7%.

В учреждениях дошкольного образования работает свыше 6,9 тыс. педагогических работников, из них высшее образование имеют 62,4 %, дошкольное образование – 54,3%. Об уровне профессионального мастерства и компетентности свидетельствует тот факт, что 58,9 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Педагогические работники и воспитанники УДО принимают активное участие в международных и республиканских конкурсах.

Победителями республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь» в 2019 году стали воспитанники ГУО «Дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Лиды» (диплом І степени в номинации «Бюро находок»), ГУО «Ясли-сад №37 г. Лиды» (диплом ІІ степени в номинации «Ребёнок и природа»).

В республиканском фестивале «Безопасное детство» дипломом І степени отмечено ГУО «Специальный ясли-сад №81 для детей с нарушением зрения г.Гродно» (номинация «Азбука безопасности»), дипломами ІІ степени – ГУО «Ясли-сад №14 г. Слоним» (номинация «Гордимся, что научили») и ГУО «Ясли-сад №26 г.Лида» (номинация «Уголок безопасности»).

По результатам участия в республиканском конкурсе «Энергомарафон»  дипломом II степени в номинации «Культурно-зрелищное мероприятие» награждено ГУО «Ясли-сад №85 г.Гродно».

По итогам республиканского турнира по спортивным танцам воспитанница ГУО «Жупранский ясли-сад» награждена дипломом I степени.

Победителями республиканских (международных) творческих конкурсов стали воспитанники ГУО «Ясли-сад № 28 г.Гродно», «ДЦРР № 60 г. Гродно», «Ясли-сад № 51 г.Гродно», «ДЦРР № 2 г. Дятлово», «Ясли-сад №7 г.Ошмяны», «ДЦРР г.Ошмяны», «Ясли-сад №3 г.Ошмяны», «Гольшанский ясли-сад», «ДЦРР № 1 г.Лида», «Ясли-сад  г.п. Радунь» и др.

Четвертый год педагогические работники Гродненщины в числе победителей Международного конкурса профессионального мастерства специалистов дошкольных образовательных организаций «Мастерство без границ» (ГУО «Дошкольный центр развития ребенка № 98 г. Гродно»,  ГУО «Санаторный ясли-сад № 9 г. Сморгони»).

В 2019/2020 учебном году в системе дошкольного образования будет продолжена работа по:

сохранению доступности и вариативности образования для воспитанников раннего и дошкольного возраста за счёт мер, предусмотренных поручениями Правительства Республики Беларусь;

обеспечению здоровьесберегающего процесса в учреждениях образования на основе межведомственного взаимодействия, создания безопасных условий при организации образовательного процесса;

совершенствованию качества образовательного процесса, обеспечению его коррекционной направленности при работе с детьми с особенностями психофизического развития через обеспечение своевременной переподготовки педагогических работников, не имеющих образования, соответствующего квалификационным требованиям; преемственности языка обучения обучающихся в учреждениях общего среднего образования, повышения качества образовательного процесса в УДО, группах с белорусским языком обучения.

Актуально

Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования

Экспериментальная и инновационная деятельность

Родителям дошкольников

Содержание и организация методической работы в 2019/2020 учебном году. Дошкольное образование


Тыпавы вучэбны план дашкольнай адукацыі


Образовательный процесс в 2019/2020 учебном году. Дошкольное образование

https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protses-2019-2020-uchebnyj-god/doshkolnoe-obrazovanie/1299-doshkolnoe-obrazovanie.html

  • НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
  • ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб арганізацыі ў 2019/2020 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • Образовательный стандарт «Дошкольное образование»

    УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    • Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания / Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання

    ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    • Житко И. В. Математический калейдоскоп. Учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения
    • Жытко І. У. Матэматычны калейдаскоп. Вучэбна-метадычны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання
    • Дубинина Д. Н. Мир вокруг меня. Учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения
    • Дубініна Д. М. Свет вакол мяне. Вучэбна-метадычны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання
    • Жытко І. У. Матэматычны калейдаскоп. Вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад пяці да шасці гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання
    • Жытко І. У. Матэматычны калейдаскоп. Рабочы сшытак. Вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад пяці да шасці гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі
    • Дубініна Д. М. Свет вакол мяне. Вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад пяці да шасці гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання
    • Дубініна Д. М. Свет вакол мяне. Рабочы сшытак. Вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад пяці да шасці гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

    ПЕРЕЧНИ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

    • Пералік вучэбна-метадычнай літаратуры, выдадзенай на беларускай мове, для ўстаноў дашкольнай адукацыі на 2019/2020 навучальны год
    • Перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования
    • Сборник технологических карт блюд и изделий для детей раннего и дошкольного возраста

    Перечень учебных изданий, рекомендованных для использования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

    • Перечень учебных изданий, рекомендованных для использования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью