Специальное образование

Система специального образования Гродненской области работает в режиме развития.

В областном банке данных на учете состоит 25 519 детей(2017 г. – 25 4497) с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР). Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составляет 100%.

Сеть специального образования ежегодно оптимизируется. Доля обучающихся с ОПФР, получающих образование в условиях интегрированного (инклюзивного) обучения и воспитания, составляет 92,6%.

Сохраняется положительная динамика показателя эффективности коррекционно-педагогической помощи (2017/2018 – 57,2%,  2016/2017уч.г. – 55,1%). Самый высокий показатель отмечается в Гродненском (63,3%), Волковысском (63%),  и Слонимском (62,2%) районах.

Создаются условия для работы с новыми нозологическими группами детей с ОПФР. По состоянию на октябрь 2018 года  введено 24,5 (+10,35) штатных единиц  воспитателя для персонального сопровождения детей с аутизмом.

Во всех районах области  определены опорные учреждения образования по интегрированному обучению и воспитанию. Статус опорных учреждений имеют — 48, из них 29 учреждений на уровне общего среднего и 19 — на уровне дошкольного образования. Ведется работа по созданию необходимых условий для функционирования учреждений в соответствии с заявленным статусом. В 100 %  опорных учреждений создана адаптивная образовательная среда, в 25% создана безбарьерная среда.

В 192 учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования и 12 учреждениях профессионально-технического образования обеспечен доступ для инвалидов.  В 74 (10 % от общего количества учреждений) учреждениях образования создана универсальная безбарьерная среда, из них в 47 (7,8 %) учреждениях основного образования, в 22 (68,8%) – специального, в 5(12,2%) – дополнительного.

В 2018 году победителями республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» стал проект «Электронный образовательный ресурс «Математический паровозик» учителей-дефектологов  Духовник С.С, Лошковской О.В., Некрашевич С.Н. ГУО «Дошкольный центр развития ребенка № 2 г. Дятлово» (диплом I степени); электронный образовательный ресурс «Знай наших!»  педагогов Поддубного М. Н., Ловцевич И. В., Шерстянкиной А.В. ГУО «Гродненская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» (дипломом II степени);  проект «Электронный образовательный ресурс «Речевичок» специалистов Лось О.М., Прокопчик М.И., ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Ивье» (диплом III степени).

Повышению профессиональной компетентности педагогов способствует инновационная и экспериментальная деятельность, а так же функционирование областных и районных ресурсных центров. К 2017 году в области функционируют 12 ресурсных центров, из них 3 областных и 9 районных.

Продолжена  работа по реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация программно-методического обеспечения коррекционных занятий по формированию у учащихся с нарушениями зрения компетенций пространственного ориентирования и мобильности с помощью технологии GPS-навигации» в ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями зрения». Начата работа по реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР» (ГУО «СШ №3 г.Дятлово», ГУО «СШ №83 г.Гродно»,  ГУО «Гродненский областной ЦКРОиР») и  «Апробация программно-методического содержания дошкольного образования детей с нарушениями зрения  (ГУО «Лидский специальный ясли-сад №16 для детей с нарушениями зрения»). Продолжена работа по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» (УО «Государственный ЦКРОиР г.Гродно», ГУО «Специальный ясли-сад г.Слонима».

В  области функционируют 12 ресурсных центров, из них 3 областных и 9 районных.

С целью успешной социализации и интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития  средствами адаптивной физической культуры,  во всех районах области  в единый день — 15 мая 2018 года  прошел  конкурс по развитию двигательной активности для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями «Усе разам», в котором приняло участие более 300 детей-инвалидов с привлечением отрядов волонтеров.

В 2018г. приобретено новое транспортное средство для  ЦКРОиР Гродненского района.

Организована круглогодичная работа центров. В летний период  дети  с тяжелыми нарушениями развития оздоравливаются в  лагерях при ЦКРОиР.

Вместе с тем остается актуальным вопрос обеспечения районов квалифицированными кадрами в работе с детьми с аутизмом, с детьми, прошедшими операцию по кохлеарной имплантации.

Невысок процент учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования с «универсальной» безбарьерной средой.

Остается нерешенным вопрос приобретения новых транспортных средств ЦКРОиР (12) для подвоза детей-инвалидов.    

Несмотря на работу, проводимую по оптимизации сети интегрированного обучения и воспитания, в регионах по-прежнему преобладают классы интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости.

Не решен в полном объеме вопрос постоянной круглогодичной работы (в том числе в летнее время) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации во всех регионах области.

В специальном образовании с целью качественного развития системы образования региона в 2019 году необходимо обеспечить:

реализацию государственных гарантий прав в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития;

создание безопасной, здоровьесберегающей, эмоционально-комфортной и адаптивной среды  для обучающихся с ОПФР;

развитие инклюзивных процессов в образовании;

обеспечение доступности и вариативности получения образования лицами с ОПФР;

повышение уровня межведомственного взаимодействия в решении вопросов выявления и учета, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, в том числе находящихся в домах-интернатах для детей-инвалидов;

увеличение доли учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования с «универсальной» безбарьерной средой;

оптимизацию сети классов интегрированного обучения и воспитания за счет уменьшения классов неполной наполняемости;

обеспечение системной работы по использованию возможностей ресурсных центров, функционирующих в учреждениях специального образования, для повышения профессиональной компетенции педагогических работников, работающих с обучающимися с особенностями психофизического развития;

обеспечение круглогодичной работы центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Сводная диагностика

Информация об эффективности оказания коррекционно-педагогической помощи