Вариативные формы дошкольного образования в действии. Как работает один из первых семейных детских садов в г. Щучине

Каждое дошкольное учреждение уникально и интересно по-своему, имеет разнообразный богатый опыт работы с семьей.

Центр всеобщего внимания – ребенок, первой жизненной школой для которого, несомненно, является семья. Очень важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Какие же сервисы мы можем предложить родителям, оставаясь с семьёй любого типа в тесном взаимодействии и обоюдном сотрудничестве? Традиционный содержательный аспект с семьей нам удалось пополнить новыми современными формами.

В результате эффективными явились следующие направления сотрудничества, которые отвечают требованиям сегодняшнего дня и удовлетворяют запросы взаимодействующих сторон – адаптационная группа, материнская школа, оказание услуги педагога-гувернера, вечерняя группа кратковременного пребывания «Развитие», семейная группа.

Среди всех вышеупомянутых новых форм работы особую значимость и актуальность приобрела семейная группа, которая была открыта как структурное подразделение государственного учреждения образования «Ясли-сад №4 г.Щучина» на базе УО «Щучинский государственный сельскохозяйственный лицей». За время её функционирования достигнуты определенные успехи, накоплен достаточный опыт, которым мы сегодня хотим поделиться.

Семейная группа, как новая вариативная форма дошкольного образования, функционирует для поддержки многодетных семей по месту их проживания с учетом особенностей структуры родственных связей. А также данную группу посещают дети, которым сложно адаптироваться в большом коллективе. Таким образом решается проблема нехватки мест в детских садах города Щучина и обеспечение шаговой доступности учреждений дошкольного образования, особенно в микрорайоне-новостройке. Посещают семейный детский сад девять маленьких жителей общежития и микрорайона Западный.

За 5 лет функционирования данная форма оправдала себя в полной мере. Семейный детский сад востребован родителями и имеет преимущественное значение в сравнении с другими формами дошкольного образования.

Группа – своеобразная модель большой семьи: здесь почти все связаны родственными узами, старшие помогают младшим, и каждый ребенок чувствует любовь и внимание воспитателя, к каждому ребенку воспитатель находит индивидуальный подход. Опыт работы подсказывает, что наблюдается положительная динамика в развитии детей, высокая степень адаптации к детскому саду. Педагогами отмечено, что в разновозрастной группе дети развиваются быстрее, речевые и бытовые навыки впитываются налету. Учитывая малочисленный количественный состав, группа более мобильна: имеется больше возможностей для прогулок и экскурсий по городу, в библиотеку, к фонтану, сообща посмотреть и обсудить мультфильм, поиграть в подвижные игры, обучающие и развивающие игры на компьютере. Воспитатель и её помощник умело и с любовью общаются с детьми.

Показателем результативности работы семейной группы также является сохранение и укрепление семейных отношений, культурных и духовных традиций семьи.

Апробируя данную новую форму работы на протяжении пяти лет, мы убедились, что дошкольное учреждение адаптировалось к современным условиям – семейная группа в полной мере оправдывает себя и полностью трансформировалась в практике работы.

Наш поиск доказал свою результативность. Но мы не останавливаемся на достигнутом. Продолжаем искать новые пути взаимодействия с родителями и детьми. Ведь семья и дошкольное учреждение – два воспитательных феномена, которые не могут существовать обособленно.

Приглашаем к сотрудничеству!