Познаём мир вместе

В Озёрской санаторной школе-интернате Гродненского района прошёл ряд мероприятий для людей с инвалидностью.

В настоящее время понятие «инклюзия» вышло за рамки системы специального образования. Оно представляется как важный компонент образовательной и социальной политики, методологический принцип, относящийся ко всем уровням образования и направлениям социализации.

Система образования детей и молодёжи в нашей стране ориентирована на выстраивание гибких индивидуальных траекторий развития обучающихся. Такая направленность позволяет педагогам эффективно реагировать на потребности «особенных» ребят, предоставлять им альтернативные возможности для проявления образовательных и социальных достижений.

Учреждение образования «Озёрская государственная санаторная школа-интернат Гродненского района» в этом году снова является полноправным участником мероприятий в рамках Декады «Образование в интересах устойчивого развития для всех».

В сентябре этого года при поддержке и участии сотрудников ГПОУ «Республиканский ландшафтный заказник «Озёры» прошёл обучающий семинар-практикум для инвалидов по зрению, подготовленный педагогами и учащимися-волонтёрами нашего учреждения на территории сенсорной экологической тропы заказника «Прикосновение к природе».

Людям с нарушением зрения очень сложно познавать мир. Для них практически не создана безбарьерная среда для знакомства с окружающей природой. Подобное мероприятие было необходимым для людей с дополнительными потребностями по социально-экологической ориентации в природе. Кроме того, учащиеся нашей школы приобрели бесценный опыт взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями.

В октябре в нашем учреждении прошёл круглый стол «Познаём мир вместе: итоги и перспективы взаимодействия», участниками которого стали сотрудники отделения дневного пребывания для инвалидов ГУ «Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Гродно».

Опыт нашей школы-интерната был представлен на Фестивале инновационных ОУР-практик для всех в г. Минске в октябре этого года.

Ежегодно для лечения и обучения в наше учреждение поступают дети-инвалиды, количество которых составляет в среднем 5% от общего числа. Вроде бы не так много, тем не менее они требуют повышенного внимания при адаптации и социализации.

Особенности обучающихся с инвалидностью побуждают педагога-организатора, воспитателей, специалистов СППС искать нестандартные формы активизации навыков коммуникации, развития познавательного интереса. Для обучающихся без инвалидности опыт совместного проживания в школе-интернате с детьми-инвалидами является значимым с воспитательной точки зрения.

Незаменимым видом деятельности, дающим относительно здоровым детям и детям с ограниченными возможностями здоровья свободу самовыражения, пробуждающим фантазию, сближающим эмоционально, развивающим доверие и эмпатию, становится игра. Именно игровая форма деятельности была взята за основу при организации очередной встречи с инвалидами – подопечными Центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Гродно. Это мероприятие было посвящено Международному дню инвалидов.

Наши ребята подготовили и провели для гостей игровую развлекательную программу «Весёлые человечки»  показали мастер-класс по изготовлению новогодних поделок из бумаги , провели экскурсию по школе-интернату. Затем во время совместного чаепития все обменялись впечатлениями о проведённом дне и самодельными памятными сувенирами.

Есть у нас планы и на ближайшее будущее: через месяц мы отправимся в Гродно с праздничной программой на Рождественские встречи в отделение дневного пребывания инвалидов.

Значительное внимание наша школа уделяет сотрудничеству с общественным объединением «Белорусский союз женщин», одной из целей которого является повышение уровня жизни людей с инвалидностью. Все взрослые участники подобных наших мероприятий являются активными членами первичной женской организации.

Такое сотрудничество бесценно: оно позволяет взрослым и детям принимать участие в социально значимых мероприятиях, способствует поддержке семей, демонстрирует несостоятельность стереотипа восприятия инвалидов как социальных иждивенцев, тем самым преобразуя систему общественных взглядов и мнений.

И пусть наш опыт инклюзивной практики ещё и не имеет общего признания, но свои достижения у нас уже есть, а именно: повышение активности участия детей-инвалидов в классных и общешкольных мероприятиях, выраженное стремление к коммуникации между детьми с инвалидностью и без таковой, крепкие дружеские отношения между обучающимися в повседневной жизни, формирование позитивного образа человека с инвалидностью.