Высший балл гимназии. Как быть успешным учреждению образования и каждому ученику, знают в лучшей гимназии страны

Гродненская гимназия №1 имени академика Е. Карского по итогам работы за 2017 год признана лучшей среди городских учреждений общего среднего образования страны. В чем секрет успеха, рассказал директор учреждения Борис Себровский. И первым делом подчеркнул: награда, которую вручили на итоговой коллегии Министерства образования, – заслуга всего коллектива, более двухсот сотрудников, включая педагогов и технический персонал, более полутора тысяч гимназистов и их родителей.

Делитесь опытом!

– Наша гимназия была создана первой в области, на неделю позже столичной имени Скорины. Сначала работали как школа-гимназия №30, в 2001 году стали гимназией №1, а с 2005-го нам было присвоено имя академика Ефима Карского, – рассказал Борис Александрович. – Буквально с первых дней существования гимназия работала в инновационном режиме, использовали систему развивающего обучения, участвовали в инновационных проектах Минобразования.

К слову, сегодня также реализуется один из них – по внедрению модели поликультурного воспитания учреждения образования в воспитательное пространство региона, одна из целей которого – привить уважительное отношение к представителям других национальностей и воспитать толерантность у учеников. Примечательно, что в мероприятиях проекта задействованы не только педагоги и учащиеся, но и родители.

Своими разработками учителя активно делятся с коллегами из других регионов. Это новые методы преподавания, интересные разработки уроков, порой самые неожиданные формы проведения занятий, задания, которые учат учиться самостоятельно, видеть связи между разными областями знаний. На базе гимназии работал ресурсный центр областного уровня по формированию индивидуальной учебной деятельности учащихся. Год за годом растет количество публикаций в методических журналах республиканского уровня. Кроме того, нередко учителя проводят семинары в областном Институте развития образования. Налажено сотрудничество с ГрГУ имени Янки Купалы.

Не только уроками жив гимназист

Сочетание учебы, творчества и спорта. Казалось бы, быть успешным во всем нельзя. Но гимназисты опровергают это: многие участники и победители олимпиад показывают не меньшие успехи в спорте. Или занимаются творчеством. Выбрать свое направление может каждый ученик. Факультативы с эстетическим уклоном – это возможность освоить музыкальный инструмент, научиться рисовать, заняться танцами или примерить роль актера.

Не меньше внимания спорту. В школе три спортзала, свой стадион, бассейн с большой и малой чашами. Рядом – Румлевский парк, по которому зимой прокладывают лыжню. Как результат – ученики успешно выступают на городской спартакиаде, шесть лет подряд занимая первые места. Айя Рожкова в составе областной команды участвовала в соревнованиях «300 талантов для Королевы», завоевала немало дипломов в личном зачете республиканских соревнований.

В этом году учащийся 10 класса Ян Замана выполнил норматив мастера спорта по стрельбе пулевой. Еще раньше мастером спорта по большому теннису стала уже выпускница гимназии Анастасия Маркевич. К участию в республиканской олимпиаде по шахматам готовится Даниил Холупка.

И все же при таком разнообразии дополнительных занятий есть кое-что уникальное и обязательное для всех: со 2 класса все ученики учатся играть в шахматы.

– Это очень хорошо развивает логическое мышление, умение предвидеть ситуацию, просчитывать свои действия на несколько ходов вперед, что дает хорошие результаты в интеллектуальных соревнованиях, – отмечает Борис Александрович.

Шахматный всеобуч тому причина, или нет, но на областном этапе олимпиады по учебным предметам в этом году на счету гимназистов 35 дипломов. Столько же учащиеся завоевали за последние три года на заключительном этапе республиканской олимпиады. Четыре диплома победителя были получены на международных олимпиадах по русскому языку.

Поговори со мной… на китайском

В гимназии №1 первой в области стали преподавать китайский язык. С первого класса родители могут выбрать один из четырех иностранных языков для изучения детьми: английский, немецкий, французский или китайский.

С 2016 года здесь открыт класс Конфуция. Пользуется он спросом и среди учащихся других школ и гимназий: изучать язык могут все желающие. Преподаватели – волонтеры из Китая, которые работают по своей программе. Они не только помогают ребятам освоить иероглифы, но и знакомят их с культурой, традициями Поднебесной. А потому праздники национальной кухни, поэзии, песни и прикладного творчества проходят постоянно.

В рамках сотрудничества и для лучшего изучения языка предусмотрено летнее оздоровление гродненских ребят в Китае. До двадцати человек каждое лето смогут отдыхать и улучшать свои знания в Поднебесной.

Открыты миру

Международное сотрудничество – еще одна важная составляющая гимназической жизни.

– В будущем году исполнится десять лет дружеским связям с одной из школ Друскининкая. Уже три поколения юных биологов совместно изучают Неман, флору и фауну, а вместе с ними – культуру, архитектуру народов, – рассказал директор учреждения.

Длительная дружба связывает коллектив с гимназией Сантара, что в Вильнюсе: педагоги обмениваются опытом, наработками, а для учащихся проводятся конференции. Налажено сотрудничество с псковским политехническим лицеем и кировской гимназией. Есть планы на будущее. В этом году, к примеру, на традиционную научно-практическую конференцию в Гродно приедут участники не только из школ-партнеров, но и Казахстана.

– Недавно коллектив побывал в лицеях города Хельсинки, – продолжает рассказ о международном сотрудничестве директор. – Увидели там немало интересных наработок, в том числе для профильных 10-х и 11 классов, которые готовы применять у себя. Это хороший задел, потому что мы уже сегодня видим, как развиваться дальше.

Быть современными, преподавать интересно и эффективно – вот секрет успеха гимназии. А еще в том, что, как отметил директор Борис Себровский, здесь с самого начала собрался коллектив профессионалов, которым небезразлично их дело, которые любят учащихся, стремятся к новому и гордятся тем, что они часть большой гимназической семьи.

Гродненская правда