Специальное образование

Система специального образования Гродненской области работает в режиме развития.

По состоянию на сентябрь 2016 года в банке данных находятся 24764 детей с особенностями психофизического развития, из них 1359 детей-инвалидов.
На уровне дошкольного образования функционируют 8 специальных дошкольных учреждений, 231 специальная и 236 групп интегрированного обучения и воспитания, 256 пунктов коррекционно-педагогической помощи.
На базе 19 ЦКРОиР функционируют 40 классов, 20 дошкольных групп. В ЦКРОиР обучается 1063 ребенка с ОПФР, из них 441 ребенок с инвалидностью.
На уровне общего среднего образования функционируют 4 специальные общеобразовательные школы-интерната (342 учащихся), 2 вспомогательные школы-интернаты (138), 1 вспомогательная школа (122), 20 специальных и 635 классов интегрированного обучения и воспитания, 258 пунктов коррекционно-педагогической помощи.
Профессиональная подготовка осуществляется на базе медицинского колледжа, 3 учреждений высшего образования, 9 учреждений профессионально-технического образования. В 2016/2017 учебном году в 9 учреждениях профессионально-технического образования функционируют 21, из них 19 специальных и 2 интегрированные группы (Слоним, Кореличи), в которых созданы специальные условия для подготовки по рекомендуемым профессиям (8) лиц с особенностями психофизического развития (218). С 2007 года на базе учреждения образования «Гродненский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания населения» функционирует центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов. В 2016/ 2017г. в колледже обучается 60 учащихся (5 групп) с особенностями психофизического развития по следующим профессиям: обувщик по ремонту обуви, сборщик обуви, швея
Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в области составляет 99,9%.
В учреждениях общего среднего и дошкольного образования в 2016/2017 учебном году 77,2% (+0,5% к прошлому году) детей обучается по образовательным программам специального образования в условиях образовательной интеграции.
Образовательный процесс в 2016/2017 учебном году осуществляют 2205 педагогов. 100% обеспеченность учителями-дефектологами достигнута за счет привлечения студентов старших курсов.
В области активно ведется работа по созданию соответствующих условий в учреждениях дошкольного и общего среднего образования для новых групп детей с ОПФР. Для детей с аутистическими нарушениями функционируют 3 специальные дошкольные группы на базе учреждений дошкольного образования №62,65 г.Гродно, класс интегрированного обучения и воспитания в СШ №16 г.Гродно, в которых создана адаптивная образовательная среда в полном объеме. В СШ №16 к работе с данной категорией детей привлечены сотрудники-волонтеры Гродненской областной организации Белорусского общества Красного Креста.
Для детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, функционируют группы интегрированного обучения и воспитания на базе ДУ №51, 62 г.Гродно, классы интегрированного обучения и воспитания — на базе СШ №23 г.Гродно (1 класс), СШ №16 г.Гродно (2 класса).
Необходимые условия для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата созданы в 4 специальных (ДУ №52 , ДЦРР №30 г.Гродно ) и 3 интегрированных группы (ДУ г.Ошмяны, ДУ г.Лида). В данных учреждениях обеспечен подвоз детей к месту учебы.
Рационализация сети специального образования проводится взвешенно и обдуманно. За последние пять лет закрыты 2 школы-интерната и 2 специальных дошкольных учреждения за счет интеграции детей в общеобразовательную среду. В 2013 году ликвидированы ГУО «Ивьевская вспомогательная школа-интернат», ГУО «Порозовская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха», объединены две вспомогательные школы города Гродно в одну. В 2014 году ликвидирован ГУО «Специальный детский сад №14 г.Гродно» (дети интегрированы в ГУО «Ясли-сад №51 г.Гродно»), реорганизован ГУО «Лидский специальный ясли-сад №1 для детей с трудностями в обучении» (объединен с ГУО «Ясли-сад №10 г.Лида», на базе которого открыты специальные группы для детей с трудностями в обучении )
Большое внимание уделяется работе с кадрами: повышение квалификации педагогических работников, работа в межкурсовой период (семинары, конференции, методические объединения), переподготовка кадров.
Всеми районами изучена обеспеченность учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами для работы с детьми с ОПФР, составлен план переподготовки педагогических кадров по специальности «Дефектология» в перспективе на 3 года и целевое повышение квалификации учителями-дефектологами, работающими с детьми с ОПФР.
За пять лет 364 педагога прошли переподготовку; 63 педагога получили дефектологическое образование на условиях целевой подготовки.
В области функционирует 774 учреждений основного, дополнительного и специального образования. В 63 (8,1%) учреждениях создана универсальная безбарьерная среда, из них в 35(5%) из 693 учреждениях основного образования, в 22(64,8%) из 34 специального, и в 6(12,8%) из 47 дополнительного.
С целью повышения качества специального образования в области организована работа экспериментальной площадки:
— «Апробация модели инклюзивного образования в учреждениях образования» (2014-2017), (ГУО «Средняя школа №3 г.Дятлово», Дятловский ЦКРОиР).
и инновационных проектов:
— «Внедрение модели создания толерантной образовательной среды при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования (2014-2017)» (ГУО «Дошкольный центр развития ребенка а.г.Поречье», ГУО «Ясли-сад а.г.Индура»);
— «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства»»Методическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с аутистическими нарушениями в условиях учреждения образования и семьи» (УО «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения г.Гродно»), «Управление качеством образования» (ГУО «Специальный ясли-сад г.Слонима»).
Педагоги области принимают участие в конкурсах, направленных на повышение профессионального уровня педагогических работников, распространение эффективного педагогического опыта. В декабря 2016 по итогам VI республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании», педагоги области награждены дипломами I, II, III степени в номинации «Лучший стендовый доклад». Педагоги ГУО «Новогрудская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи» являются финалистами XI республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (диплом I степени УО Гродненского облисполкома, сертификат Министерства образования Республики Беларусь финалиста конкурса, сертификат и ключ на право пользования ресурсами программно-дидактического комплекса «Мерсибо+», 2016г.)
В рамках выполнения Государственной программы активно ведется работа по созданию безбарьерной среды. За 5 лет (по состоянию на 01.12.2015 год) в 41 учреждении мероприятия по созданию безбарьерной среды для инвалидов. Освоено 507,7 млн.рублей (92%). 50 770,00 рублей.
Все центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обеспечены транспортом для подвоза детей-инвалидов. В рамках программы развития специального образования на 2012-2016 годы приобретено 3 (из 10 запланированных) новых: Щучинским (2013), Берестовицким и Волковысским ЦКРОиР (2014). В 2016 году Сморгонскому ЦКРОиР, в рамках программы «Школьный автобус» ОАО «Банк развития Республики Беларусь», транспорт передан управлением образования Гродненского облисполкома.

Вместе с тем в системе специального образования остается ряд нерешенных проблем.
Ведется недостаточная работа по созданию адаптивной образовательной среды для обучения детей с нарушениями аутистического спектра.
Отсутствие универсальной безбарьерной среды в учреждениях образования не позволяет получать в них образование детям, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата.
Актуальным остается вопрос создания соответствующих условий для оказания коррекционно-педагогической помощи в ПКПП учреждений общего среднего и дошкольного образования.
Остается актуальной проблема обновления специально оборудованным транспортом для подвоза детей с ОПФР. учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования. Из 20 транспортных единиц ЦКРОиР, предназначенных для подвоза детей с инвалидностью, 13 (65%) эксплуатируются более 5 лет, в том числе 3 (15%) – более 10 лет.