Специальное образование

Система специального образования Гродненской области работает в режиме развития.

В 2017/2018 учебном году специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь получают 25497(+730) детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), из них 1435(+76) детей-инвалидов.

Рационализация сети специального образования проводится взвешенно и обдуманно. За последние пять лет закрыты 3 школы-интерната и 2 специальных дошкольных учреждения за счет интеграции детей в общеобразовательную среду. В 2013 году ликвидированы ГУО «Ивьевская вспомогательная школа-интернат», ГУО «Порозовская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха», объединены две вспомогательные школы города Гродно в одну. В 2014 году ликвидирован ГУО «Специальный детский сад №14 г.Гродно» (дети интегрированы в ГУО «Ясли-сад №51 г.Гродно»), реорганизован ГУО «Лидский специальный ясли-сад №1 для детей с трудностями в обучении» (объединен с ГУО «Ясли-сад №10 г.Лида», на базе которого открыты специальные группы для детей с трудностями в обучении). В 2017 году ликвидировано ГУО «Поречская государственная вспомогательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Гродненского района», дети продолжают обучение в ГУО «Волковысская вспомогательная школа-интернат».

На уровне дошкольного образования функционируют 8 специальных дошкольных учреждений, 243(+12) специальных и 252 группы интегрированного обучения и воспитания, 257(+1) пунктов коррекционно-педагогической помощи.

На уровне общего среднего образования функционируют 4 специальные общеобразовательные школы-интерната (320(-22) учащихся), 1 вспомогательная школа-интернат (127(-11)), 1 вспомогательная школа (119(-2)), 26(-3) специальных и 618(-17) классов интегрированного обучения и воспитания, 251(-7) пункт коррекционно-педагогической помощи.

На базе 19 ЦКРОиР функционируют 41(+1) класс, 22(+2) дошкольные группы. В ЦКРОиР обучается 1087(+70) детей с ОПФР, из них 491(+59) ребенок с инвалидностью.

Профессиональная подготовка осуществляется на базе медицинского колледжа, 3 учреждений высшего образования, 9 учреждений профессионально-технического образования. С 2007 года на базе учреждения образования «Гродненский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания населения» функционирует центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов. В 2017/2018 году в колледже обучается 55 учащихся (5 групп) с особенностями психофизического развития по следующим профессиям: обувщик по ремонту обуви, сборщик обуви, швея.

Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в области составляет 100(+0,1)%.

На протяжении 2-х лет остается неизменным процент (75,5%) детей, обучается по образовательным программам специального образования в условиях образовательной интеграции.

Увеличивается количество классов полной наполняемости – 68 (+12) и сокращается количество классов интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости – 550(-29).

Отмечается ежегодное повышение показателя эффективности коррекционно-педагогической помощи. Достигнуто увеличение показателя до 55,1% (2015/2016 уч.год  – 54,1%).

К 2017  году в области функционирует 11 ресурсных центров, из них (3 областных и 8 районных).

Во всех районах области  определены опорные учреждения образования по интегрированному обучению и воспитанию. Статус опорных учреждений имеют — 49, из них 31 учреждений на уровне общего среднего и 18 — на уровне дошкольного образования. Ведется работа по созданию необходимых условий для функционирования учреждений в соответствии с заявленным статусом. В 100 %  опорных учреждений создана адаптивная образовательная среда, в 30% создана безбарьерная среда.

В области активно ведется работа по созданию соответствующих условий в учреждениях дошкольного и общего среднего образования для новых групп детей с ОПФР.

Для детей с аутистическими нарушениями функционируют 3 специальные дошкольные группы на базе учреждений дошкольного образования №62,65 г.Гродно, класс интегрированного обучения и воспитания в СШ №16 г.Гродно, в которых создана адаптивная образовательная среда в полном объеме. Дополнительно  введено 9 штатных единиц  воспитателя для персонального сопровождения детей с аутизмом (ЦКРОиР г.Гродно — 4, вспомогательная школа №1г.Гродно – 2, СШ №16 – 1, ДУ №62 – 2).

Для детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, функционируют группы интегрированного обучения и воспитания на базе ДУ №51, 62 г.Гродно, класс интегрированного обучения и воспитания  на базе СШ №16 г.Гродно.

Необходимые условия для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата созданы в 4 специальных (ДУ №52 , ДЦРР №30 г.Гродно) и 3 интегрированных группы (ДУ г.Ошмяны, ДУ г.Лида). В данных учреждениях обеспечен подвоз детей к месту учебы.

С целью повышения качества специального образования в области организована работа экспериментальной площадки:

— «Апробация модели инклюзивного образования в учреждениях образования» (2014-2017), (ГУО «Средняя школа №3 г.Дятлово», Дятловский ЦКРОиР);

— «Апробация программно-методического обеспечения коррекционных занятий по формированию у учащихся с нарушениями зрения компетенций пространственного ориентирования и мобильности с помощью технологии GPS-навигации в специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с нарушениями зрения (2017-2019), (ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения»).

Продолжена работа инновационной площадки «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» (2015-2019)  на базе:

— УО «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения г.Гродно по теме «Методическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с аутистическими нарушениями в условиях учреждения образования и семьи»;

— ГУО «Специальный ясли-сад г.Слонима» по теме «Управление качеством образования».

Педагоги области принимают участие в конкурсах, направленных на повышение профессионального уровня педагогических работников, распространение эффективного педагогического опыта.

В мае 2017 года победителем (диплом I степени) XII республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» в номинации «ЭОР в дошкольном, начальном и специальном образовании» стал проект для детей дошкольного возраста с ОПФР «Электронное пособие для дошкольников 5-6 лет «Развиваем речь, играя» для детей с нарушениями речи (автор Т.В.Бартанович, ГУО «Ясли-сад №7 г.Ошмяны»).

По итогам областного этапа II республиканского конкурса «Лучшее учреждение специального образования» (сентябрь 2017 года) победителями областного этапа стали:

ГУО «Специальный ясли-сад  №81 г.Гродно для детей с нарушениями зрения» в номинации «Лучшее специальное дошкольное учреждение»,

ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения» в номинации «Лучшая специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат»;

ГУО «Вспомогательная школа №1 г.Гродно» в номинации «Лучшая вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат);

ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района» в номинации   «Лучший центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

По итогам республиканской спартакиады для детей особенностями психофизического развития (24-26 мая 2017) команда Гродненской области (пятикратный победитель республиканской спартакиады), заняла второе общекомандное  место.

Все центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обеспечены транспортом для подвоза детей-инвалидов. В рамках программы развития специального образования на 2012-2016 годы приобретено 3 (из 10 запланированных) новых: Щучинским (2013), Берестовицким и Волковысским ЦКРОиР (2014). В 2016 году Сморгонскому ЦКРОиР, в рамках программы «Школьный автобус» ОАО «Банк развития Республики Беларусь», транспорт передан управлением образования Гродненского облисполкома.

В рамках выполнения Государственной программы продолжается работа по созданию безбарьерной среды. По состоянию на 01.07.2017 количество зданий (учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования), в которых создан доступ для инвалидов, составляет 193 (27,2%) +21,1 к 2015 году. В 63 (8,1%) учреждениях создана универсальная безбарьерная среда, из них в 35(5%) из 693 учреждениях основного образования, в 22(64,7%) из 34 специального,  в 6(12,8%) из 47 дополнительного.