Киберсоциализация с первого класса. Как идеи цифровой профориентации школ Финляндии, Швеции и Эстонии внедряют в Зельвенском районе

Они будут жить в быстро меняющейся цифровой среде, где придется самому добывать знания, быть мобильным и быстро адаптируемым.

Компьютерные технологии позволили в виртуальном режиме хранить и передавать огромный пласт информации, упростить товарно-денежные отношения и коммуникацию, ускорить внедрение новых идей и продуктов… Как итог: возникла цифровая экономика – новая (и огромная) сила, которая стремительно меняет мир. ИТ-сфера уже стала не только поставщиком электронных товаров и услуг, но и помощником для традиционного производства и буквально всех видов деятельности. В этих условиях всё больше вакансий требуют уверенного владения ПК и разнообразными программами. Кроме того, на первый план важных профессиональных компетенций выходит мобильность и умение самостоятельно изучать новое. Как развить эти качества, чтобы обеспечить конкурентоспособность кадров?

Безусловно, основа должна формироваться во время получения общего среднего образования. Тогда выпускники школ и гимназий будут объективно смотреть на обучение по выбранной специальности: «Колледж или вуз даст базу, а эффективное мышление и навык непрерывного профессионального совершенствования – уже моя задача».

Оптимальное время для старта закладки ключевых компетенций – начальная школа, когда дети максимально восприимчивы. Да и чем раньше педагоги с родителями выявят склонности и сильные стороны ребенка, тем быстрее появится «план действий» (на какие предметы сделать упор), а значит, шанс успешно влиться в цифровое будущее и найти себя многократно увеличится.

Именно поэтому Голынковская СШ «сфокусировалась» на учениках 1-4-х классов. Они стали главными участниками инновационного проекта (2017-2020 гг.) по внедрению компетентностно ориентированной цифровой модели профориентационной работы как компонента мобильного образования. В приоритете – киберсоциализация учащихся.Они будут жить в быстро меняющейся цифровой среде, где придется самому добывать знания, быть мобильным и быстро адаптируемым. Стране будут нужны специалисты с умением работать в команде и создавать уникальный продукт. Поэтому наши педагоги внедрили инновационные формы работы, направленные на социализацию личности и развитие творческого мышления, знакомили ребят с профессиями современности (в том числе нашего региона) и будущего.

Полезным для педколлектива оказалось знакомство с опытом зарубежья. Как внедряют цифровые технологии и профориентируют в странах Скандинавии и Балтики, Лилия Литвак и координатор проекта, учитель белорусского языка и литературы Наталья Горчичко узнали во время образовательного тура в мае 2019 года. Поездку организовала научный консультант инновационного проекта от Белорусского государственного экономического университета – кандидат педагогических наук, доцент Леонида Луцевич.

– Интересные идеи цифровой профориентации школ Финляндии, Швеции и Эстонии, естественно, стали внедряться в Голынковской СШ, – поделилась Наталья Викторовна. – Так, во время проб «Инкубатор профессий» младшие и старшие школьники «примеряли на себя» профессии учителя, библиотекаря, руководителя, продавца, программиста и др.

Сейчас четвероклассники активно осваивают технологию цифрового сторителлинга (что с английского переводится как «рассказывание историй»). Вместе с классным руководителем Терессой Плющевич ребята создают эпизоды из жизни представителей разных профессий, подчеркивая уникальность их рода занятий. Готовая интересная история переносится в виртуальный мир и становится мини-мультфильмом, где «оживают» герои. Обучение проходит на факультативе по информатике «Творческая деятельность в среде программирования Scratch», разработанном Министерством образования и Парком высоких технологий в рамках республиканского проекта «Программирование – вторая грамотность».

Данный факультатив посещают и учащиеся 2 класса. Уроки информатики начинаются в 6-м, когда дети уже знакомы с Интернетом (как с кладезем игр и мультфильмов), а значит, обучение компьютерной грамотности немного опаздывает. Факультатив же помогает младшим школьникам вовремя узнать, как обращаться с гаджетами, обезопасить себя и фильтровать информацию в сети.

Также педагоги активно внедряют в образовательную практику и другие инновации: Валентина Ракевич – веб-квесты (3-й класс), Жанна Нагуло – виртуальные путешествия и экскурсии (2-й класс), Елена Чечет – профориентационные игры для расширения знаний о спектре профессий (1-й класс).

Недавно инновационный проект получил высокую оценку на республиканском конкурсе «Моя Scratch-история»: координатор Наталья Горчичко победила в номинации «Мой дебют», поделившись с участниками Scratch Conference Belarus 2020 преимуществами и проблемами преподавания факультатива по программированию в Scratch.